Д. Карнеги
Существует только один путь под небом убедить кого-либо
что-нибудь сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один
единственный.
Запомните, другого пути нет! Конечно, вы можете
заставить человека "захотеть" отдать вам часы, ткнув ему под ребро
револьвер. Вы можете принудить служащего к разовому акту повиновения -
пока вы не отвернулись от него, пригрозив ему увольнением. Вы можете
ремнем или угрозой заставить ребенка сделать, то чего вы хотите. Но эти
грубые методы имеют крайне нежелательные последствия.
Единственный способ, с помощью которого смогу убедить вас что-либо сделать, - это предложить вам то, что вы хотите.
А что вы хотите?
Глубочайшим стремление человеческой натуры является "желание быть значительным". Запомните это выражение.
Чего же вы хотите? Не столь уж многого. Но того
немногого, что стало бы для вас желанным, вы желаете страстно, с
настойчивостью, не допускающей мысли об отказе.
Почти все нормальные взрослые люди хотят:
- Здоровья и безопасности
- Пищи
- Сна
- Денег и того, что на них приобретается
- Уверенности в своем будущем
- Сексуального удовлетворения
- Благополучия своих детей
- Чувства своей значимости
Именно желание ощутить свою значимость толкнуло
необразованного и забитого нуждой приказчика из бакалейной лавки к
изучению книг по вопросам права, найденных на дне боченка с домашним
скарбом, купленным им за 50 центов. Вы, вероятно, слышали об этом
приказчике-бакалейщике. Его звали Линкольн.
"Считаю наиболее ценным качеством, которым я обладаю,
мои способности возбуждать энтузиазм в людях, - сказал Швэб, - и
полагаю, что способ, с помощью которого можно развить лучшее, что
заложено в человеке, - это признание его ценности и поощрение.
Ничто так не убивает человеческого самолюбия и
честолюбия, как критика со стороны вышестоящих. Я никогда никого не
критикую. Придаю больше значения тому, чтобы дать человеку
принудительный мотив к труду. Поэтому забочусь о том, чтобы найти то,
что достойно похвалы, и питаю отвращение к выискиванию ошибок. Когда
мне нравится что-нибудь, я искренен в своем одобрении и щедр на
похвалу".
Именно так Швэб и поступал. А как поступает средний
человек? Как раз наоборот. Когда ему что-нибудь не нравится, он
поминает всех чертей, когда нравится - молчит.
В чем же различие между высокой оценко и лестью? Оно не
сложно. Первая искренна, вторая нет. Первая идет от сердца, вторая -
фальшивая. Первая вызывает всеобщее восхищение, вторая - всеобщее
презрение. "Льстить - это говорить другому то, что он думает сам о себе."
За исключением мыслей, связанных с какими-нибудь
конкретными проблемами, 95% времени, занятого размвшлениями, мы
посвящаем обычно сами себе. Итак, мы прекратим на некоторое время
думать о самих себе и начнем думать о достоинствах других людей, нам не
понадобиться прибегать к лести, столь дешевой и лживой, что ее можно
уличить раньше, чем она сойдет с языка. Перестанем же думать только о
наших совершенствах и желаниях. Попытаемся уяснить достоинства другого
человека. Тогда не будет нужды в лести.
Будьте сердечны в своем одебрении и щедры на похвалы, и
люди будут дорожить вашими словами, помнить их и повторять в течение
всей вашей жизни - повторять, спустя годы после того, как вы забудете
их.
|