Управлять коллективом, подразделением или целой компанией выдающиеся
лидеры могут совершенно по-разному. Кто-то из них проявляет
сдержанность и делает ставку на аналитические способности, кто-то
обладает харизмой и тонким внутренним чутьем. Более того, в зависимости
от ситуации уместны разные стили лидерства. Так, при слиянии компаний
желательно, чтобы у руля стоял чуткий руководитель, способный к
плодотворному диалогу, и наоборот, осуществление на предприятии
радикальных преобразований в большинстве случаев требует жесткого,
властного подхода к управлению.
Тем не менее, как выяснил
психолог и автор ряда известных книг Дэниел Гоулман, всех эффективных
лидеров объединяет одна существенная особенность: они обладают
качеством, которое теперь называют эмоциональным интеллектом.
Действительно, в результате исследования почти 200 крупных мировых
компаний, Гоулман пришел к выводу, что эмоциональный интеллект —
особенно на верхних уровнях управления — непременное условие грамотного
лидерства. Человек, не обладающий эмоциональным интеллектом, может
иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно
генерировать новые идеи, но он все равно не станет великим лидером.
Составляющие
эмоционального интеллекта — самосознание, самоконтроль, мотивация,
эмпатия и социальные навыки. Может показаться, что эти понятия не имеют
никакого отношения к бизнесу. Однако проявление эмоционального
интеллекта в трудовой жизни — это не то же самое, что обычное умение
обуздать гнев или способность налаживать контакты с людьми. Владеть
этим качеством — значит понимать свое и чужое эмоциональное состояние,
причем настолько хорошо, чтобы вести за собой людей к достижению общих
корпоративных целей.